В 1980-е годы началась разработка новой модельной линии более крупных внедорожников, но в серийное производство разработанный УАЗ-3160 вышел только в 1997 году (5 августа с конвейера сошла первая опытная партия). В июне 1998 года УАЗ приступил к сборке автомобилей с дизельным итальянским двигателем VM - УАЗ-31604. 14 года 1999 сентября с главного конвейера сошел 1000-й автомобиль УАЗ-3160.
Все эти машины получили в стандартной комплектации: мосты «спайсер», пружинную подвеску, 5 комфортабельных и 2 откидных сиденья, радиальные шины, ГУР, новое рулевое колесо, замок с противоугонным устройством, мягкую обивку салона, распашную дверь задка, кенгурин, пластиковую панель приборов (тип ППУ 3160), новую рулевую колонку, ящик для документов, гидромуфту отключения вентилятора, регулятор тормозных сил, привод открывания капота, муфты "Элмо", ремни безопасности, аудиоподготовку, подлокотники.
Автомобили УАЗ-3160 выпускались в следующих модификациях:
27 апреля 2000 года с конвейера сошел первый автомобиль УАЗ-3162 «Симбир» (SIMBIR) (доработанная и удлинённая по сравнению с 3160 модель).
Выпускался только с пятиступенчатой КПП 31601 (ульяновского производства). Первоначально на СИМБИР устанавливались узкие (база 1420 мм) мосты от 3160, позднее были введены новые широкие (1600 мм) мосты 3162. Все модели оснащены электрозамками (кроме 31625-013 и 31625-023) и люком (кроме 31625-023, а модификации 31625-020 и 31622-030 – люком с электроприводом).
Выпускался в следующих исполнениях:УАЗ-31625 - двигатель бензиновый, с впрыском топлива, модели УМЗ-4213, УАЗ-31622 - двигатель бензиновый, с впрыском топлива, 2.7 л., модели ЗМЗ-409 (представлен в апреле 2003 года на международной выставке в Шанхае).
17 августа 2005 года началось серийное производство внедорожника UAZ Patriot (3163, 31638).
UAZ Patriot – первая принципиально новая модель современного, комфортабельного внедорожника, спроектированная на УАЗе за последние 30 лет. Patriot вобрал в себя все лучшие технические решения, разработкой которых УАЗ занимался на протяжении предыдущих 10 лет. Это и новая подвеска, узлы трансмиссии и рулевого управления, удобный салон и современный дизайн экстерьера. Причем все эти узлы и решения были взяты от известных автопроизводителей (всего в машине применено более 20% импортных комплектующих: сцепление Luk, гидроусилитель рулевого управления ZF и, позднее, DELPHI, фары Bosch Automotive Lighting, панели приборов RAR, торпедо от иранского поставщика AIDCO, коробка передач Dymos, кондиционер DELPHI, система ABS Bosch, с 2007-го года - сиденья Rexton и главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем от немецкой компании Continental Teves). Для производства новинки на заводе была пущена новая сварочная линия, построен новый окрасочный комплекс Eisenmann и модернизирован главный конвейер. Кроме того, была введена новая «Производственная система» аналогичная применяемой на японских автозаводах, а персонал завода прошел курс обучения непосредственно для новой модели.
В 2007 году в автомобиль была внесена целая масса изменений. Был внедрён новый герметичный подкапотный блок управления Микас-11, в стандартное оборудование включен иммобилайзер и, главное, автомобиль начинал штатно (в версиях Limited) оснащаться антиблокировочной системой тормозов ABS и системой распределения тормозных усилий (EBD) фирмы Bosch последнего, 8-го поколения. В салоне появились площадка для отдыха левой ноги водителя, новый блок управления головным освещением с режимом Auto, предусматривающим включение ближнего света фар вместе с зажиганием. Изменился бокс между передними креслами — в нем сделаны отсеки для крупных и мелких вещей. На приборной панели появилась индикация режимов работы трансмиссии. Передние кресла с регулировкой поясничного подпора позаимствованы у внедорожника SsangYong Rexton, выпускаемого на заводе в Набережных Челнах. А в задних сиденьях появилась раздельная регулировка по углу наклона. С сентября Патриот получил рулевое управление от американского концерна Delphi. Это насосы гидроусилителя, шланги и сами механизмы типа «винт–шариковая гайка». От прежних механизмов фирмы ZF их отличает безопасный рулевой вал, который ломается при фронтальном ударе, не допуская катастрофического смещения баранки внутрь салона.
В 2008 году началось серийное производство автомобилей UAZ Patriot с кондиционером марки Delphi, улучшенной системой отопления и вентиляции салона, а так же обновленной системой охлаждения двигателя. В связи с переходом на нормы Евро III на смену ЗМЗ-409 пришёл двигатель ЗМЗ-40909, начала устанавливаться электронная педаль газа.
Была усилена крышка редуктора переднего моста. Улучшен механизм включения раздаточной коробки (добавлена пружина). В отделку салона включен новый, "мягкий" пластик. В багажнике появились крепежные крючки, а от провисания пятой двери - металлическая "пятка" (подпятник, опора). Но в стандартной комплектации перестали ставить "хабы" (муфты ЭЛМО) – теперь передний мост жёстко подключен через фланец. В августе 2008 года началось серийное производство автомобилей UAZ Patriot с дизельным двигателем Iveco. Последние машины с таким двигателем были выпущены в декабре 2011 года (с мая 2012 года дизельные модели переведены на дизель ЗМЗ-51432 Common Rail Евро-4).
С января 2011 года внедрена антикоррозионная обработка шасси внедорожников семейства Patriot в производственном цикле. В сентябре 2011 года стартовало серийное производство автомобилей UAZ Patriot, оснащенных системой безопасной парковки (парктроник) и тягово-сцепным устройством (ТСУ).
В 2012 году вышла рейстайлинговая модель УАЗ Patriot (старт продаж – с 22 мая). На все автомобили стали устанавливаться только два двигателя Евро-4: бензиновый ЗМЗ-40905 (2,7 л, 128 л. с. (94.1 кВт) при 4600 об/мин, 209.7 Н.м при 2500 об/мин) и дизельный турбированный ЗМЗ-51432 Common Rail (2,3 л, 113,5 л. с. (83.5 кВт) при 3500 об/мин, 270 Н.м при 1800…2800 об/мин). Основные изменения салона связаны с новой панелью приборов, пришедшей на смену иранской. Поверхность приборной панели, выполнена из мягкого пластика. Исключен поручень пассажира (повышенная травмобезопасность). Количество деталей новой приборной панели снизилось на 30%, что позволило добиться снижения уровня шума в салоне при движении автомобиля. Стал устанавливаться новый, более травмобезопасный, четырехспицевый руль от известного немецкого производителя Takata-PetriAG. 2DIN магнитола с USB-разъемом считывает информацию с любых носителей, и имеет функцию громкой связи, что позволяет принимать звонки и общаться по телефону не отвлекаясь от управления автомобилем. Интерьер выполнен в новой двухцветовой гамме. Основной цвет выполнен в черном графите, а для таких отдельных элементов, как стойки, потолок и сиденья, использован бежевый цвет. Сиденья исполнены в комбинированной цветовой гамме из современных материалов и с новым оригинальным дизайном обивки в виде саблевидных вставок. Рестайлинговые автомобили оснащены современной встроенной системой отопления и кондиционирования одного из передовых немецких производителей климатических систем компании SANDEN. Новый пульт климатической установки управляет электрическими приводами заслонок системы вентиляции и отопления в отличие от предыдущей версии с механическими приводами (тросиками).
Измененная конструкция воздуховодов позволяет быстрее и точнее управлять микроклиматом в салоне, цельные воздуховоды позволяют избежать потерь воздуха. Кроме того, нужный температурный режим теперь создается с помощью смешивания горячего и холодного воздушных потоков, что исключает температурную инерцию. Помимо обновления интерьера произошло и пополнение комплектаций.
Основные изменения произошли в базовой версии автомобиля Classic: теперь в базовой комплектации доступны магнитола, зеркала с электроприводом и подогревом, атермальные стекла, электрические стеклоподъёмники на передних дверях.
В августе 2013-го топовые комплектации PATRIOT’а получили корейскую раздаточную коробку Hyundai-Dymos с электронным управлением и повышенным передаточным числом 1/2,56 (раньше было 1,94).
В феврале 2014-го года была внедрена «оцинковка» кузова – коррозийная стойкость кузова выросла в 8 раз, а в июне появилась новая ABS BOSCH 9-го поколения и новый гидроусилитель руля.
В октябре 2014-го года Ульяновский автомобильный завод начнет серийное производство усовершенствованной версии УАЗ PATRIOT (РЕСТАЙЛИНГ-2014).
Рестайлинговый PATRIOT получит фары со светодиодными секциями, новые задние фонари, расширенные колесные арки, новые корпуса зеркал заднего вида и модернизированные бамперы. Кроме того, в оснащение обновленного внедорожника в некоторых комплектациях войдет камера заднего вида, мультимедийная система с сенсорным дисплеем, навигатор, 18-дюймовые колесные диски и усовершенствованная климатическая установка.
Технические характеристики:
UAZ Patriot производится в трех базовых комплектациях: Classic, Limited и Comfort.
Самая распространенная сборка - версия Classic (модификации 3163-125, 3163-127 (дв.ЗМЗ-409), 31638-117 (дв.ЗМЗ-514)), она оборудована гидроусилителем руля, регулируемой рулевой колонкой, аудиосистемой, центральным замком, обивкой из ткани сидений и панелей дверей, штампованными дисками R16.
Комплектация Comfort (модификации 3163-235, 3163-237 (дв.ЗМЗ-409), 31631-227 (дв.IVECO)) имеет ряд отличий: электростеклоподъемники дверей, электроподогрев зеркал, литые (легкосплавные) диски R16, противотуманные фары, фаркоп, пластиковый чехол запасного колеса, сигнализация с дистанционным управлением открывания дверей, кондиционер, парктроник, подогрев передних сидений.
Комплектации Limited (модификации 3163-345, 3163-347 (дв.ЗМЗ-409), 3163-373 (дв.ЗМЗ-409 с ГБО), 31631-337 (дв.IVECO), 31638-337 (дв.ЗМЗ-514)) дополнена по сравнению с Comfort велюровой (комбинированной) отделкой салона, встроенным люком в крыше (оснащенным электроприводом), рейлингами на крыше, тонировкой всех стёкол, системами ABS+EBD, багажным ковриком, дополнительным отопителем салона, шторкой багажного отсека.
CARGO 2360 и PICKUP 2363
4 марта 2004 года с главного конвейера сошел первый автомобиль УАЗ-23608 (двухместный пикап на базе 3160/3162, грузоподъёмностью 1000 кг) с дизелем ЗМЗ-5143.10.
В феврале 2008 года началось серийное производство его обновленного на базе UAZ Patriot «потомка» - UAZ Cargo (23602, 23602-01, 23602-02, 23608, 23608-01, 23608-02). Выпускается в нескольких модификациях: с открытой грузовой платформой, с тентованным кузовом высотой 1,4 метра, а также в виде шасси для установки надстроек.
В 2002-м году был представлен УАЗ-23632 (пятиместный пикап на базе 3162, грузоподъёмностью 2100 кг) с двигателем ЗМЗ-409.10.
С сентября 2008 года начат выпуск UAZ Pickup (23632, 23638), опять же на базе UAZ Patriot. Отличается Pickup от Patriot’а удлиненной колесной базой, 5-ти местной кабиной и дополнительным грузовым отсеком размером 1400х1500х650 мм с откидным задним бортом, грузоподъёмность грузового отсека – не более 425 кг (суммарно – до 800 кг).
В 2009 году UAZ Pickup получил новые опции: крышку и вкладыш грузового отсека. С мая 2012 года, как и флагман линейки, выпускается с двумя новыми двигателями стандарта Евро-4: бензиновым ЗМЗ-40905 (2,7 л, 128 л. с. (94.1 кВт) при 4600 об/мин, 209.7 Н.м при 2500 об/мин) и дизельным турбированным ЗМЗ-51432 Common Rail (2,3 л, 113,5 л. с. (83.5 кВт) при 3500 об/мин, 270 Н.м при 1800…2800 об/мин).
С 2012 года выпускается только в двух комплектациях: Classic и Comfort (отличается от стандартной литыми дисками, противотуманными фарами, комбинированной отделкой интерьера, сигнализация с дистанционным управлением (открыванием дверей), наличием кондиционера и подогрева передних сидений).